Программа развития

Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения

В условиях инновационного развития экономики и системы образования программа развития образовательного учреждения является документом об инновационном развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса; инструментом управления образовательным учреждением, необходимым для привлечения управленческих, кадровых, финансовых ресурсов в решении значимой для образовательного процесса проблемы.

С точки зрения современного менеджмента программа является основой как для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения, так и его финансирования в рамках новой методологии подготовки и исполнения бюджета — бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Основой модели бюджетирования, ориентированного на результат, является программно-целевой метод планирования, предполагающий формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и к конкурентному распределению ресурсов.

На протяжении последних пяти лет был сформирован целый пласт законодательства, регулирующего применение БОР:

  • целевое планирование деятельности учреждения (доклады о результатах и основных направлениях деятельности);
  • переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план);
  • программный подход к планированию деятельности учреждения (целевые программы);
  • установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания).

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004г. № 249, определены общие требования к бюджетным программам:

  • четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности;
  • описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
  • наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;
  • обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;
  • определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

В условиях БОР бюджетные организации:

  • будут обосновывать целесообразность расходов по определенным критериям;
  • должны будут уметь формулировать свои стратегические цели, сопоставить с основными направлениями деятельности значимые результаты, распределить бюджеты по основным целям и функциям, и оценить эффективность этих расходов;
  • будут представлять бюджет не в виде сметы, а как программную концепцию развития своего образовательного учреждения, из которой будут ясны цели и задачи, а также способы их реализации.

Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?

Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

  • переход на новые образовательные стандарты;
  • развитие системы поддержки талантливых детей;
  • совершенствование учительского корпуса;
  • изменение школьной инфраструктуры;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников;
  • развитие самостоятельности образовательного учреждения.

 

Программа развития школы на 2016 — 2020 гг.

 

Комментарии закрыты